Сегодня расскажем о мотоколяске производства Cерпуховского Мотозавода – С3Д, который в народе называли просто – «инвалидка». В первую очередь, эти машины были предназначены для инвалидов Великой Отечественной войны, которых в СССР насчитывалось более 2 миллионов человек. Выпускали С3Д с 1970 по 1997. Всего с конвейеров сошло около 223 тысяч аппаратов. После снятия авто с производства, инвалидам начали выдавать более комфортные машины – Ока.
Немного об истории возникновения мотоколяски С3Д
Изначально производители планировали делать проходимую машину для сел под названием «Шустрик».
Специалисты художественно-конструкторского бюро при Московском Совнархозе Эрик Сабо и Эдуард Молчанов разработали «Шустрика» еще в начале 60-х. Планировалось, что на машине с классической компоновкой будет стоять двигатель от ЗАЗ-965. Автомобиль ориентировали не только на инвалидов. Он предназначался и для охотников, агрономов, деревенских почтальонов. Но этот проект так и не воплотился в реальность.
Технические параметры мотоколяски СЗД
Многие относились к «инвалидке» как к достаточно примитивному агрегату. Одноцилиндровый двухфакторный мотор, примитивный дизайн с плоскими окнами и накладными петлями, простой салон – все это не могло привлечь потенциального автолюбителя. Но по ряду технических параметров, «инвалидку» можно было отнести к достаточно прогрессивному транспортному средству.
Особое внимание обращает на себя поперечное размещение мотора, независимая подвеска, тросовый привод сцепления и реечное рулевое управление. Также следует выделить наличие гидравлического тормоза, 12-вольтовый аккумулятор и неплохую оптику.
Мотор располагался сзади. Двигатель – ИЖ-П 3, форсированный, 14 лошадиных сил с воздушным охлаждением. Максимальная скорость – 60 км/час. Но реальная скорость была значительно ниже.
Заправляли С3Д смесью бензина и масла. Расход у машины был достаточно внушительным – 7 литров на 100 км. Объем бака составлял 18 литров.
Кузов был несущим, имел раму, на которую устанавливался мотор с КП. Сама рама была прикручена к телу автомобиля.
Обращает на себя внимание и подвеска, она торсионная. Мембранный бензонасос зимой замерзал, поэтому завести автомобиль в мороз было очень сложно.
Салон и багажник популярной мотоколяки С3Д
Машина двухместная. В салоне расположен краник бензобака с тремя положениями: «резерв», «открыто», «закрыто».
Устройство оснащено стартером. Однако советские водители старались по минимуму использовать электронику, поэтому заводили машину пользовались «кочергой». Завести автомобиль которой можно было далеко не с первого раза.
Машина полностью на ручном управлении, педалей нет. На руле расположены ручки «газа» и «сцепления». Справа от водителя рычаг переключения передач и тормоза.
Скоростей четыре, они последовательны как в мотоцикле – первая вперед, остальные все назад. Нейтральная находилась между первой и второй передачами. Задней передачи не было, ее заменял реверс-редуктор, который запускался с помощью отдельного рычага.
Когда машина заведена, мотор непривычно гудит за спиной, выхлопные газы летят прямо в салон. В салоне шумно, тесно. Управлять машиной достаточно сложно. Ведь неподготовленному водителю приходится переключать множество рычажков.
Иван Зенкевич, ведущий Youtube-канала «Иван Зенкевич PRO автомобили»
Главное преимущество С3Д – доступность и удобство для инвалидов
Основное преимущество машины С3Д заключается в том, что они выдавались совершенно бесплатно. Граждане с ограниченными возможностями могли пользоваться аппаратом на протяжении 5 лет. После двух с половиной лет владелец получал возможность капитального ремонта за государственный счет. Затем он пользовался машиной еще два с половиной года, после чего был обязан отдать старый аппарат и получить новый.
Для езды на мотоколяске необходимо было получить права категории А – мотоцикл и мотороллер, где ставилась специальная отметка. Обучение водителей также было бесплатным и осуществлялось под контролем государства.