Основанный в 1966 году в Тольятти Волжский Автомобильный завод очень быстро стал настоящим предприятием-гигантом. ВАЗ выпускал автомашины по образу и подобию итальянского Fiat. Но это не значит, что наши мастера только и могли, что подражать западному машиностроению. Порой отечественная промышленность поражала воображение людей уникальными и интересными прототипами машин. Об одном из них мы и расскажем.

Легендарная «копейка» на долгие годы стала символом успеха советского машиностроения

Предыстория прототипа и причины его появления

Советское, а позднее и отечественное машиностроение всегда было тесно связано с оборонной промышленностью. Действительно, заказы от «оборонки» всегда были крупными и хорошо оплачиваемыми. Вспомним хотя бы КАМАЗ. Камский завод снабжал всю армию своими грузовиками и был обеспечен заказами на десятилетия вперед. Та же ситуация сохраняется и по сей день. 

КАМАЗ – это не только «рабочая лошадка» армии. Его база используется для производства военной техники

Но ВАЗ долгое время никак не был связан с оборонной промышленностью, и в один момент его руководство решило это исправить. Чтобы поправить сложившееся положение, руководители тольяттинского автогиганта решили создать прототип машины для нужд армии. Результатом мозгового штурма и кропотливой работы стал проект «Река» - машина-амфибия, способная пересекать водные препятствия. Проект был разработан очень вовремя, ведь в 1971 году Вооруженным силам СССР срочно понадобился легкий водоплавающий вездеход.

Конкуренция с Ульяновским автомобильным заводом

Министерство обороны СССР решило стимулировать конкуренцию между исполнителями и поручило разработку вездехода сразу двум производителям – УАЗу и ВАЗу. Ульяновский завод в конечном счете показали военным прототип УАЗ 3907 «Ягуар», а конструкторы ВАЗа развернули масштабный проект с говорящим названием «Река» и индексом 2122. Разумеется, на обоих гражданских предприятиях разработка автомобиля для нужд армии велась под грифом «Секретно». По документам же вездеход проходил как «машина для рыбаков и охотников». При этом ВАЗ 2122 был практически неотличим от обычной гражданской машины. Для еще большего соблюдения тайны художник ВАЗа Юрий Данилов создал такой дизайн машины, что ее и близко нельзя было назвать «военным вездеходом-амфибией». 

Чертеж проекта «Река» в исполнении Юрия Данилова. 1971 год

Испытания опытного образца ВАЗа

В 1976 году военным был предоставлен готовый образец машины. Действительно, неподготовленный человек мог легко спутать его с гражданской машиной. Вездеходу не дали собственного имени, он имел лишь индекс. Машина легко справлялась с преодолением водных преград. Автомобиль имел гребные колеса, герметичный корпус-лодку и насос-помпу для откачивания воды из салона. В левом переднем крыле располагалось сливное окошко. Испытания прошли удачно, руководство ВАЗа приняло решение о доработке машины и разработке амфибий второй и третьей серии. Казалось бы, еще немного бюрократии и бумажных процедур, и армия СССР получит в свое пользование вездеход-амфибию.

Фотография с первых испытаний автомобиля образца 1976 года. Демонстрация работы сливного окошка

Что же пошло не так?

Но на пути руководства ВАЗа, уже потирающего руки в ожидании контракта от армии, неожиданно встал целый ряд проблем. Стало понятно, что стандартный способ сборки автомобилей ВАЗ не подходит для машин с индексом 2122. На конвейере завода мотор и трансмиссия устанавливались снизу кузова, но на машинах проекта «Река» с их герметичным корпусом-лодкой это не представлялось возможным. Также выяснилось, что обычный ВАЗовский мотор при отсутствии должной циркуляции воздуха быстро перегревался, так как был вынужден вращать тяжелые гребные колеса. Конструкторы так и не смогли ничего сделать с этим недостатком. Лишь к третьей серии проекта ВАЗ 2122 инженеры смогли устранить большую часть проблем, и тольяттинская амфибия в принципе могла бы послужить на благо советской армии.

Конец амбициозного проекта ВАЗа

Все уперлось в банальную нехватку средств. Армия была готова выкупать произведенные машины с индексом 2122, но финансировать производство никак не хотела. В итоге от проекта «Река» отказались, но руководство ВАЗа не сдавалось. 

“Шесть миллионов, и через год начинаем производство!”

Генеральный директор ВАЗ Валентин Исаков

После отказа министерства обороны были разработаны еще две серии вездеходов-амфибий для гражданского рынка. Но у рядовых покупателей экзотический автомобиль не снискал популярности. Поэтому проект закрылся, а наработки по нему более нигде не использовались. 

Один из немногих образцов выкупил Валерий Доманский – руководитель проекта «Река». Он передал автомобиль в собственность автомобильному музею Тольятти