За время своего существования, знаменитый на весь советский союз кременчугский завод был неоднократно модернизирован и изменен. Начинал свою деятельность данный завод с производства мостовых конструкций. Спустя какое-то время было принято решение о производстве сельскохозяйственной техники. Однако, и на этом изменения и модернизация не закончились, и в 1957 году стали производиться грузовики. Самым первым среди таковых стал КрАЗ–222.

Так выглядел грузовой автомобиль КрАЗ-222, который начали производить в 1957 году
КрАЗ-222

Выпуск первых грузовых автомобилей

Если можно так выразиться, то именно в этот момент предприятие отыскало именно ту нишу, в которой оно добилось наибольших успехов и узнаваемости. Производство грузовиков шло достаточно уверенными темпами. Благодаря уверенной и квалифицированной работе инженеров данного предприятия, удалось достичь признания по всему советскому союзу. 

Именно по этой причине, в 1986 году, когда на Чернобыльской Атомной Станции случилась техногенная катастрофа невероятного масштаба, власти решили обратиться за помощью и поддержкой именно к данному заводу. При этом, не было никаких сомнений, что КрАЗ сможет справиться с поставленной задачей и предоставить именно то, что было необходимо не только партии, но и всему человечеству в целом. 

Какая задача была поставлена перед Виктором Холявко

Перед самим заводом и лично главным конструктором товарищем Холявко, была поставлена достаточно сложная, можно сказать, невыполнимая задача. Ему необходимо было за минимальные сроки создать автомобиль с высокой проходимостью, способный при этом работать в зоне радиационного заражения. Выполнить подобную задачу могли лишь единицы во всем мире, но столь ответственную роль предложили именно ему.

Необходимо было вывозить радиационные обломки с четвертого энергоблока. По этой причине конструкция нового автомобиля должна была быть максимально простой, надежной и устойчивой к столь сложным и даже опасным условиям. Для того, чтобы соответствовать всем выставленным руководством требованиям, было принято решение об использовании в качестве основы уже выпущенный ранее КрАЗ–256Б1.

Какие проблемы возникали в процессе разработки

Прежде всего, возникла проблема защиты самого водителя. Впрочем, решение этой задачи пришло достаточно быстро. Конструкторское бюро решило использовать специальную свинцовую капсулу для водителя, которая способна защищать даже от столь значительного воздействия негативных факторов. Решение это было принято быстро, но вот реализация заставила изрядно попотеть. Дело в том, что модель не должна была отличаться от серийного автомобиля практически ни в чем. 

Чтобы замаскировать эту свинцовую капсулу, решили поверх нее установить штатную водительскую кабину. Казалось, что проблем возникнуть не должно, однако, они все же появились. Фильтровентиляционную установку попросту некуда было устанавливать. Безусловно, пришлось изрядно поработать над модернизацией кабины, а, следовательно, сроки окончания работ отодвигались на неопределенное время. Начались споры относительно маскировки автомобиля. Спустя какое-то время решили рискнуть и отказаться от чрезмерной маскировки кабины, ведь терять времени нельзя было ни минуты.

Создание капсулы КрАЗ-222

Капсула изготавливалась и классической 3-миллиметровой стали, а вот внутренний слой кабины уже полностью создавался из 30-миллиметрового свинца - на полу кабины, а также толщиной 25 миллиметров на боковых стенах и 12 миллиметров на крыше автомобиля. Для того чтобы создать столь необычный и амбициозный проект, было принято решение о сборке свинца со всех близлежащих предприятий. Кроме всего прочего, более 60 тонн свинца было привезено из Казахстана. 

Для того чтобы, создать лобовое стекло и боковые стекла, использовалось специальное стекло толщиной 75 миллиметров. К огромному сожалению, были существенные проблемы с доставкой подобного стекла, поэтому несколько первых машин стояли без остекления. 

Сколько в итоге весила кабина 

Вес одной только кабины составил невероятные 3 тонны, при этом весь автомобиль весил не менее 15 тонн, что серьезно повлияло на подвеску. По этой причине решили больше внимания уделить левому лонжерону, а также использовать специализированный подрамник. В целом, весь автомобиль был существенно переработан, и даже появилась возможность его работы от дополнительных аккумуляторов.

Стоит отметить, что первый автомобиль появился на чернобыльской земле, только в середине июля 1986 года. За время работы производства, было выпущено 18 автомобилей, которые активно использовались для ликвидации последствий чернобыльского взрыва. От получения задания от руководства, до выпуска последнего автомобиля, прошел всего один месяц. Рабочие трудились не покладая рук, в три смены. Каждый понимал, что от их работы зависит судьба всего человечества. 

Автомобиль-герой, благодаря которому было спасено немало жизней
KrAZ-222