Фантазия инженеров Советского Союза порой не знала границ, и в различных конструкторских бюро (далее - КБ) и НИИ транспортной направленности периодически создавались необычные, а порой и совершенно лишенные всякого смысла аппараты. По их внешнему виду не представлялось возможным определить их назначение, но все же такая техника существовала, значит, первоначальные задумки об использовании все же имелись.

Экспериментальный тепловоз-гибрид «Машка»
«Машка»

Таким интересным прототипом был разработанный в одном из советских КБ колесный тепловоз. Стоит отметить, что подобная разработка была единственной в мире и получила название “экспериментальный вездеход-гибрид «Машка».

Что собой представляла модель

В качестве основы гибрида была использована база тепловоза ДМ62-1727, которую установили на колесную тележку от ракетного комплекса «Ураган». Для чего именно был разработан такой тепловоз-вездеход, непонятно до сих пор.

Необычная разработка советских конструкторов могла сбить с толку любого
Тепловоз-гибрид

Примечательность модели заключалась именно в ее необычном виде. Это не позволяло простому обывателю корректно определить ее назначение, что вносило определенную долю интриг в историю происхождения транспортного средства. Порой создавалось впечатление, что конструкторы этого необычного транспортного гибрида сами не могли до конца понять всю суть реализуемого ими проекта. Вполне возможно, что у сверхдержавы были на него какие-то грандиозные планы, которые рухнули вместе с развалом СССР.

Гениальная задумка или фантазия конструкторов

Относительно этой попытки поставить тепловоз на колесную базу в СССР продолжительное время ходили противоречивые слухи. Сегодня такое транспортное средство с успехом можно снимать в фильмах постапокалиптической тематики. Несмотря на всю нелепость проекта, он все же был реализован. 

Что это за чудо техники?
Тепловоз "Машка"

Конечный результат можно посмотреть на представленных фото. Весьма необычный гибрид получил нелепое название «Машка». В нем было гармонично соединено то, что априори не могло сочетаться, а именно: рама и кузов от тепловоза ДМ62-1727 и шасси МЗКТ 7919, которое состояло из шести колес. Если бегло взглянуть на вездеход-гибрид, то может показаться, что огромный тепловозный корпус просто разместили сверху на не менее внушительных размеров колесной базе. Однако, это не так, и вся конструкция гибридного транспортного средства намного сложнее.

Некоторые технические аспекты колесного тепловоза

В качестве приводов для «Машки» использовались мощные асинхронные электродвигатели. К слову, они были агрегированы с каждым из колес. Это позволяло машине без проблем преодолевать участки со сложным рельефом и транспортировать внушительные грузы.

Гибридный тягач на базе тепловоза и шасси ракетного комплекса восхищает своей мощью
Гибридный тягач "Машка"

Для питания электромоторов использовались аккумуляторные батареи, которые были спроектированы специально под это транспортное средство. В целях экономии места в салоне их расположили в боковых отсеках корпуса. Помимо источников питания там же находились емкости с маслом для гидравлики.

Две версии возникновения экспериментального тепловоза «Машка»

Не секрет, что большинство авторитетных экспертов в области транспортной техники полностью раскритиковали гибрид, назвав этот проект необоснованным и несостоятельным. Существовало две версии возникновения этой машины. Опишем их:

  1. Экспериментальный тягач-тепловоз «Машка» был спроектирован и построен в Бронницах. Куратором проекта выступал МГТУ им. Баумана, в котором в то время велись разработки системы независимого управления каждым колесом. Несмотря на надежность, система имела один серьезный недостаток: постоянную протечку масла в гидравлике. В итоге, колесный тепловоз все же удалось поставить на ход, однако, в ходе последующих испытаний от этой идеи пришлось отказаться.

  2. Согласно второй версии, заказчиком этого тягача выступило Министерство обороны, а разработка машины была поручена ВНИИ тепловозостроения, который располагался в Коломне. Суть задумки заключалась в проектировании мощного гибридного тягача, которому не было аналогов во всем мире. Спроектировать и построить его получилось, но дальнейшие испытания оказались полностью провальными.

Существует еще одна неофициальная версия, что «Машка» должна была использоваться в качестве передвижной электростанции для выполнения работ в труднодоступных местах. 

Для чего был нужен этот тепловоз на колесах?
Тепловоз на колесах

И эта разработка не имеет никакого отношения к обороне. В любом случае, этот эксперимент так и не был завершен до конца, и сейчас колесный тепловоз является экспонатом музея в Броннице.