Фантазия инженеров Советского Союза порой не знала границ, и в различных конструкторских бюро (далее - КБ) и НИИ транспортной направленности периодически создавались необычные, а порой и совершенно лишенные всякого смысла аппараты. По их внешнему виду не представлялось возможным определить их назначение, но все же такая техника существовала, значит, первоначальные задумки об использовании все же имелись.
![Экспериментальный тепловоз-гибрид «Машка»](/images/images/Kartinka-1.jpg)
Таким интересным прототипом был разработанный в одном из советских КБ колесный тепловоз. Стоит отметить, что подобная разработка была единственной в мире и получила название “экспериментальный вездеход-гибрид «Машка».
Что собой представляла модель
В качестве основы гибрида была использована база тепловоза ДМ62-1727, которую установили на колесную тележку от ракетного комплекса «Ураган». Для чего именно был разработан такой тепловоз-вездеход, непонятно до сих пор.
![Необычная разработка советских конструкторов могла сбить с толку любого](/images/images/Kartinka-2.jpg)
Примечательность модели заключалась именно в ее необычном виде. Это не позволяло простому обывателю корректно определить ее назначение, что вносило определенную долю интриг в историю происхождения транспортного средства. Порой создавалось впечатление, что конструкторы этого необычного транспортного гибрида сами не могли до конца понять всю суть реализуемого ими проекта. Вполне возможно, что у сверхдержавы были на него какие-то грандиозные планы, которые рухнули вместе с развалом СССР.
Гениальная задумка или фантазия конструкторов
Относительно этой попытки поставить тепловоз на колесную базу в СССР продолжительное время ходили противоречивые слухи. Сегодня такое транспортное средство с успехом можно снимать в фильмах постапокалиптической тематики. Несмотря на всю нелепость проекта, он все же был реализован.
![Что это за чудо техники?](/images/images/Kartinka-3.jpg)
Конечный результат можно посмотреть на представленных фото. Весьма необычный гибрид получил нелепое название «Машка». В нем было гармонично соединено то, что априори не могло сочетаться, а именно: рама и кузов от тепловоза ДМ62-1727 и шасси МЗКТ 7919, которое состояло из шести колес. Если бегло взглянуть на вездеход-гибрид, то может показаться, что огромный тепловозный корпус просто разместили сверху на не менее внушительных размеров колесной базе. Однако, это не так, и вся конструкция гибридного транспортного средства намного сложнее.
Некоторые технические аспекты колесного тепловоза
В качестве приводов для «Машки» использовались мощные асинхронные электродвигатели. К слову, они были агрегированы с каждым из колес. Это позволяло машине без проблем преодолевать участки со сложным рельефом и транспортировать внушительные грузы.
![Гибридный тягач на базе тепловоза и шасси ракетного комплекса восхищает своей мощью](/images/images/Kartinka-4.jpg)
Для питания электромоторов использовались аккумуляторные батареи, которые были спроектированы специально под это транспортное средство. В целях экономии места в салоне их расположили в боковых отсеках корпуса. Помимо источников питания там же находились емкости с маслом для гидравлики.
Две версии возникновения экспериментального тепловоза «Машка»
Не секрет, что большинство авторитетных экспертов в области транспортной техники полностью раскритиковали гибрид, назвав этот проект необоснованным и несостоятельным. Существовало две версии возникновения этой машины. Опишем их:
-
Экспериментальный тягач-тепловоз «Машка» был спроектирован и построен в Бронницах. Куратором проекта выступал МГТУ им. Баумана, в котором в то время велись разработки системы независимого управления каждым колесом. Несмотря на надежность, система имела один серьезный недостаток: постоянную протечку масла в гидравлике. В итоге, колесный тепловоз все же удалось поставить на ход, однако, в ходе последующих испытаний от этой идеи пришлось отказаться.
-
Согласно второй версии, заказчиком этого тягача выступило Министерство обороны, а разработка машины была поручена ВНИИ тепловозостроения, который располагался в Коломне. Суть задумки заключалась в проектировании мощного гибридного тягача, которому не было аналогов во всем мире. Спроектировать и построить его получилось, но дальнейшие испытания оказались полностью провальными.
Существует еще одна неофициальная версия, что «Машка» должна была использоваться в качестве передвижной электростанции для выполнения работ в труднодоступных местах.
![Для чего был нужен этот тепловоз на колесах?](/images/images/Kartinka-5.jpg)
И эта разработка не имеет никакого отношения к обороне. В любом случае, этот эксперимент так и не был завершен до конца, и сейчас колесный тепловоз является экспонатом музея в Броннице.