Такое понятие, как «обгон справа» начинающие водители слышат еще на первых занятиях в автошколе. У многих так и откладывается в памяти, что подобный маневр на дороге категорически запрещен. Однако если внимательно почитать правила и задуматься над содержанием этого понятия, становится ясно, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Попытаемся разобраться в терминах и понятиях, представленных в действующих правилах дорожного движения.
Объезд с правой стороны
Наверняка каждый автолюбитель хоть раз задумывался над содержанием фразы «обгон справа запрещен», ведь на практике она оказывается достаточно неоднозначной. Очень часто на дороге можно попасть в ситуацию, когда автомобиль движется в крайнем левом ряду с низкой скоростью и уступать дорогу не собирается. Тогда, единственная возможность его объехать – это правый ряд. Вроде, ничего необычного. Но соответствует ли подобный маневр действующим правилам дорожного движения?
Термины «обгон» и «опережение»
Если вы внимательно слушали инструктора в автошколе, то, наверняка, помните, что «обгон» - это опережение препятствия с выездом на полосу встречного движения. Поэтому понятия «обгон справа» для стран с правосторонним движением просто не существует.
Однако сотрудники ГИБДД могут использовать другое слово – «опережение». Под этим понятием понимается перемещение по полосе попутного движения со скоростью, которая выше скорости движения транспорта в левой полосе или неподвижного препятствия. Согласно правилам дорожного движения подобный маневр разрешен, однако при условии, что транспортное средство движется по проезжей части, не заезжая на бордюр или тротуар.
Опережение справа
Получается, что опережение с правой стороны разрешено. Данный маневр «можно» осуществить двумя способами:
-
по крайней правой полосе при многополосной дороге;
-
по тротуару или бордюру.
Первый вариант разрешен правилами дорожного движения. В ПДД отмечено, что если на трассе две или более полосы, то водитель транспортного средства самостоятельно выбирает наиболее подходящую полосу для движения, если едет по населенному пункту.
Если движение на загородной трассе, то всегда следует придерживаться крайней правой полосы и перестраиваться на другие, только для опережения.
Говоря об обгоне справа, нельзя не рассмотреть тему про полосы разгона или торможения. Они созданы для беспрепятственного ускорения и вливания в общий поток или снижения скорости, например, перед поворотом. В общем, эти полосы необходимы для достижения оптимальной скорости на дороге. Разметка таких полос прерывистая, следовательно, использовать их для обгона можно. Единственное, на что следует обратить внимание водителю – отсутствие помех при перестроении в основную полосу движения. Только в этом случае можно использовать полосы разгона или торможения для опережения и не заработать штраф.
При этом следует помнить, что само по себе правостороннее опережение несет опасность. Например, водитель может не заметить припаркованную машину или пешеходов, которые будут скрыты за едущим впереди авто.
Руслан Константинов – эксперт по автомобильной тематике.
Второй вариант обгона по бордюру или тротуару строго запрещен. Однако есть некоторые исключения. По тротуару может передвигаться
-
автотехника дорожно-коммунальных служб при выполнении работы;
-
автомобили, подвозящие товар в магазины;
-
автомобили при однополосном движении в случае ДТП или других преград.