Брызговики – важная деталь любого автомобиля. Это небольшой щиток, который располагается за колесом. Для чего он нужен? Все просто. Брызговик принимает на себя весь поток грязи, камней и земли, который выходит из-под колеса двигающейся с места машины. Автолюбители очень часто спорят о том, нужны ли брызговики вообще? Одни говорят, что отказываться от них ни в коем случае нельзя. А их противники утверждают о том, что это совершенно бесполезная деталь, и в некоторых случаях она даже вредна для эксплуатации машины. Оставим этот спор любителям дискуссий в интернете, а сами попытаемся разобраться, для чего нужны брызговики перед колесом?

Брызговики для легкового автомобиля

Устройство брызговиков и как они работают

Брызговиком называется фартук колёсной арки. Эта деталь изготовлена из толстой резины или пластика, и ее можно увидеть как на грузовых автомобилях, так и на легковых. Ее монтируют даже на мотоциклы. Брызговик в первую очередь необходим для того, уберечь днище автомобиля от вылетающего из-под колес снега, грязи, песка и камней. Эта деталь крепится к задней части крыла автомобиля. Она изрядно облегчает жизнь владельцам машин, ведь из-за брызговиков им куда реже приходится сталкиваться с коррозией и повреждениями днища автомашины. 

Брызговик на Ладе 21099

Брызговик перед колесом? Зачем он?

Начнем с того, что на легковых машинах перед колесами нет брызговиков и никогда не было, ведь их наличие там абсолютно бессмысленно. В любом случае поток грязи из-под колес в абсолютном большинстве случаев идет назад, поэтому просто нелогично иметь эту деталь перед колесом. Тогда что за маленький выступ находится перед колесом? Все просто – это вовсе не брызговик. Неопытные водители просто принимают немного выпирающую перед колесом пластиковую деталь за брызговик, но они ошибаются. На самом деле этот выступ называется аэродинамическим щитком, у которого масса полезных функций.

Аэродинамический щиток на Ладе Веста

Отличия аэродинамического щитка автомобиля

Для начала разберем отличия аэродинамического щитка от брызговика. Главное отличие в размере. Щиток куда меньше, следовательно, для защиты крыльев и днища он просто не подходит. Также эти детали отличаются и материалом. Если брызговики предпочитают делать из толстого слоя резины, то аэродинамический щиток всегда будет изготовлен из пластмассы. Щитки закрепляются на бампере автомобиля. Они пришли в «гражданскую автопромышленность» из гоночного спорта. Естественно, что в гонках аэродинамический щиток использовался не для защиты от грязи.

Для чего нужен аэродинамический щиток?

Эта деталь в первую очередь необходима для того, чтобы придать автомобилю устойчивость на трассе. И дураку понятно, что на гонках, где машины на огромных скоростях «вписываются» в крутые повороты, от устойчивости автомобиля зависит не только результат, но и жизнь гонщика. Еще одной немаловажной функцией аэродинамического щитка является то, что он очень сильно снижает сопротивление воздушного потока, влияющего на колесо, за счет чего машина будет развивать большую скорость на трассе.

Аэродинамика – наука для тех, кто не умеет делать мощные моторы.

Конструктор Энцо Феррари

Аэродинамический щиток для Рено Дастер

Но воздушный поток, проходящий под днищем автомобиля, особенно на большим скоростях, может сыграть с автомобилистом злую шутку. Под автомобилем в момент движения возникает подъемная сила, а все из-за давления воздуха. А это чревато тем, что передняя часть машины немного приподнимается. Поэтому перед конструкторами встала проблема. Нужно было придумать, как вывести воздух из колесных ниш, и здесь на помощь как нельзя кстати пришел аэродинамический щиток. Ведь конструктора справедливо посчитали, что воздух выводить не придется, если воздушный поток «обойдет» колеса. А установка щитков максимально способствовала тому, что поток воздуха просто был «отброшен» вниз и уже не поднимал автомобиль так, как раньше.

Гидроудар и эффект аквапланирования

Скорее всего, каждый автомобилист слышал о таком явлении, как гидроудар. Оно заключается в том, что, проезжая через лужу, вода через воздухозаборник попадает в камеру сгорания. А там ее пытается сдавить поршень, из-за чего и возникает гидроудар, ведь вода – несжимаемое вещество. Это явление наносит значительные механические повреждения деталям машины.

Но если гидроудар – достаточно редкое явление, то вот аквапланирование встречается очень часто. Оно заключается в том, что проезжая через лужу, протектор шин забивается водой, из-за чего возникает эффект скольжения. Иными словами, автомобиль теряет сцепление с поверхностью трассы. А так и до аварии недалеко. Аэродинамический щиток максимально снижает эффект аквапланирования, ведь он отбрасывает воздушный поток вниз, а он в свою очередь максимально «разгоняет лужу», обнажая твердый асфальт.

Схема, иллюстрирующая эффект аквапланирования