Отдадим должную дань уважения советской технике, которая позволила покорить Южный полюс и продолжительное время работала в Антарктиде, порой в нечеловеческих условиях. Экстремально низкие температуры (в отдельные месяцы температура окружающей среды достигала -80 градусов по Цельсию), сложные, непроходимые участки пути - но советские вездеходы справились со своей задачей.

Полярная техника на континенте вечной мерзлоты
Антарктида

«На плечи» этих транспортных средств ложилась огромная ответственность за изучение новых земель. Что и говорить, в то время требования к машинам были просто колоссальные. Ознакомим читателей публикации с легендарными советскими тягачами-вездеходами, которые в XIX веке нам, одним из первых в мире, позволили осуществить невозможное - покорить и изучить материк вечной мерзлоты, легендарную Антарктиду.

Одним из первых на Южном полюсе побывал АТ-Т: особенности и технические характеристики вездехода

Этот тяжелый артиллерийский гусеничный транспортер сошел с конвейера украинского предприятия, на тот момент лидера по производству сельхозмашин в СССР – Харьковского тракторного завода - в далеком 1950 году. По прошествии семи лет, легендарный тягач, который еже успел себя зарекомендовать, после проведения комплексной модернизации, был отправлен на покорение Южного полюса. Для нужд антарктических экспедиций он использовался продолжительное время, пока на его смену не пришли более совершенные машины.

Благодаря полному усовершенствованию подвески и силового агрегата, вездеход отлично справлялся с продолжительными походами. Спроектированная топливная система хорошо работала в условиях экстремально низких температур. Помимо этого, специальная техника была весьма экономичной и надежной, отличалась высокой степенью ремонтопригодности.

Тяжелый гусеничный тягач АТ-Т имел относительно небольшую грузоподъемность (порядка 5 т), но, ввиду своего армейского предназначения, мог свободно буксировать грузы, масса которых превышала 20 т. Этому во многом способствовал мощный 415 л.с. силовой агрегат. Скорость вездехода составляла порядка 20 км/ч, что для техники того времени, которая передвигалась исключительно по заснеженной местности в условиях низких температур, было довольно неплохо.

ЧТЗ – полярный трактор, который внес свою лепту в историю покорения Антарктиды

Детище Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) – мощный гусеничный трактор, также одним из первых был отправлен на покорение Южного полюса. Правительством страны было принято решение использовать для антарктических экспедиций первые образцы послевоенного поколения тракторов Сталинец-80. Но техника показала себя отнюдь не с лучшей стороны. Плохая проходимость и абсолютно непригодный для эксплуатации в условиях постоянного холода силовой агрегат не позволили старенькому трактору ЧТЗ стать полноправным покорителем Антарктиды.

Поскольку полярным экспедициям требовалась мощная и надежная техника, весь штат конструкторского бюро ЧТЗ трудился, не покладая рук. Это дало свои результаты, и уже через 2 года после неудачной попытки использования первого поколения трактора на южном полюсе, ему на смену пришел более совершенный собрат – Сталинец-100А (Антарктическая модель).

Машина отличалась высокими ходовыми характеристиками, имела мощный мотор и доведенную до совершенства систему топливоподачи. К тому же, переработанный экземпляр получил принципиально новую кабину и систему управления, максимально адаптированные для работы в тяжелых полярных условиях.

Харьковчанка, которая стала легендой Антарктиды

Самый надежный, проходимый, удобный и популярный вездеход-тягач, который эксплуатировался на континенте вечной мерзлоты, - это Харьковчанка. Строительство антарктических полярных станций, постоянные исследования и эксперименты на пятом континенте требовали наличия современное техники. Такая задача была поставлена перед инженерами ХТЗ, и они справились с ней в максимально короткие сроки.

На базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т в 1958 году украинские тракторостроители выпустили первую экспериментальную версию арктического вездехода “Харьковчанка”. Примечательность машины заключалась в ее прямоугольном кузове, длина которого составляла более 9 метров. Это позволило создать жилую зону для 8 человек, небольшую кают-компанию, камбуз, пункт вентиляции и обогрева, санузел. В общем, вездеход получился полностью адаптированным для длительных арктических поездок.

Мощный 520-сильный мотор и спроектированные специально для движения по снегу гусеничные траки позволили тягачу преодолевать любые препятствия. Харьковчанка развивала максимальную скорость около 30 км/ч и могла свободно буксировать груз около 75 тонн.

Харьковчанка-2: чем примечательно второе поколение модели

В 1974 году в свой первый антарктический поход отправился новый переработанный вездеход Харьковчанка-2. 

Машину полностью переработали, исправили все ошибки предыдущей модели.

Помимо этого, транспортер получил новый кузов с усовершенствованной, современной жилой зоной. Всего было создано 5 вездеходов, которые стали настоящей легендой, и не раз выручали полярников во время сложных многодневных экспедиций.