Наша страна всегда славилась отсутствием нормальных дорог, в связи с этим конструкторам транспортной и специальной техники всегда приходилось мыслить нестандартно. В СССР при каждом крупном автозаводе существовали специальные конструкторские бюро (КБ), которые занимались проектированием вездеходов. Рассмотрим самые крутые и в то же время провальные проекты ушедшей эпохи.

Снегоболотоход ЗиЛ-Э167: опытная разработка, которая не попала в серийное производство

В начале 60-х годов, ЗиЛ получил заказ от Московского Совнархоза на разработку транспортного средства повышенной проходимости, которое можно эксплуатировать на труднодоступных участках. Обязательным условием было наличие у снегоболотохода 6 колес. 

Большая загрузка специалистов КБ около года не позволяла приступить к разработкам машины. Однако, в течение 2 месяцев инженерами был спроектирован первый образец.

Один из первых отечественных снегоболотоходов
ZIL-167

Итогом всех разработок стал мощный 9-метровый вездеход массой около 12 т. Кузов машины был изготовлен из прочного стеклопластика. Вместительность салона составляла 18 человек. Вездеход приводили в движение два 180-сильных мотора, которые были агрегированы с двумя АКПП. Максимальная скорость транспортного средства составляла порядка 70 км/ч, потребление топлива – более 100 л.

Уникальный шнекороторный ЗиЛ-4904 может пройти везде

Вездеходы на основе шнекороторов появились в конце 60-х годов и сразу себя зарекомендовали на бездорожье. Стоит отметить, что такая техника специального назначения без проблем преодолевает водные препятствия. Единственным недостатком шнекохода является невозможность эксплуатации машин на участках с твердым асфальтированным покрытием. Ввиду этого, подобная конструкция вездеходов не пользуется популярностью.

Необычная модель шнекороторного вездехода ЗиЛ-4904
ЗиЛ-4904

 

Очередное детище конструкторов ЗиЛ – шнекоход 4904 был выпущен в середине 70-х годов. Два спаренных между собой мотора общей мощностью 360 л. с. приводили в движение этот необычный вездеход, масса которого составляла более 7 т. Единственным недостатком транспортного средства была низкая скорость движения. По неизвестным причинам, проект был полностью закрыт, несмотря на свою успешность.

Легендарная «Синяя птица» ЗиЛ-4906, ставшая наземным символом космической эпохи

Эта наиболее известная разработка ЗиЛ с индексом 4906 предназначалась для использования в поисково-спасательных операциях экипажей космических кораблей. «Синяя птица» имела два варианта исполнения:

  1. Салон – пассажирский вездеход ЗиЛ-49061.

Легендарная советская «Синяя птица» в пассажирском варианте исполнения
ZIL-49061
  1. Кран – специальная проходимая техника, оборудованная манипулятором, на борту которой дополнительно располагался небольшой шнекороторный вездеход ЗиЛ-29061

Примечательно, что эти транспортные средства были обязательно выкрашены в синий цвет, поскольку он позволяет идентифицировать вездеход на сложнопроходимых участках с любым рельефом.

Особенностью «Синих птиц» стал их размер, который был специально подобран с учетом размещения этих машин на борту самолетов АН-12 и ИЛ-76 либо вертолетов МИ-26 и МИ-6. В качестве привода использовался 150-сильный бензиновый мотор. Тип трансмиссии – пятиступенчатая МКПП.

Оригинальный вездеход-тягач НАМИ ЭТ-8: провалившаяся с треском интересная задумка

В 50-х годах в СССР был представлен нестандартный вездеход НАМИ ЭТ-8. Двухосный тягач имеет оригинальные ведущие пневматические катки, которые позволяют этому транспортному средству преодолевать любые сложные участки.

Главными особенностями этого спецтранспорта стали необычные конструктивные решения. А именно: система управления, узел трансмиссии и сложная консольная подвеска. Однако они значительно затрудняли обслуживание и эксплуатацию вездехода. По этой причине из более поздних модификаций они были исключены.

Оригинальная модель тягача-вездехода НАМИ ЭТ-8
НАМИ ЭТ-8

Исправив все ошибки и дополнив конструкцию тягача пневматическим транспортером, инженеры проекта только усугубили ситуацию. Дело в том, что масса ЭТ-8 составляла порядка 20 тонн, что значительно затрудняло управление транспортным средством, и негативно сказывалось на его скорости движения. По этой причине от некогда перспективного проекта пришлось отказаться.

Как Москвич и ГАЗ «обули» в гусеницы

В 60-х годах у конструкторов НИИ автомобилестроения возникла идея оснастить гусеницами привычные всем транспортные средства. В качестве прототипов вездеходов были использованы два известных отечественных автомобиля.

Легковой автомобиль стал полугусеничным вездеходом
Moskvich-415

Основой первого послужил Москвич-415. После доработки модель получила индекс С-3. Суть переделки заключалась в том, что вместо задней колесной пары на автомобиль устанавливались гусеничные траки, что должно было значительно повысить его проходимость. Причем гусеницы были полностью модернизированы.

В качестве базы для второй модели гусеничного вездехода был использован ГАЗ-69. Помимо установки мощных гусеничных траков, конструкторы заменили ведущие передние барабаны.

Модернизированный полугусеничный ГАЗ, который мог передвигаться по асфальтированному покрытию
GAZ-69

Вездеход развивал максимальную скорость 40 км/ч, причем мог свободно перемещаться по асфальту, поскольку был оборудован надувными пневмогусеницами. Увы, но перспективная разработка оказалась невостребованной, и вскоре проект канул в лету.

МАЗ-7907: единственный в мире и полностью оригинальный тягач

Подобного проекта в истории автопрома СССР не было никогда. В 80-х годах белорусскими конструкторами был разработан уникальный 12-осный тягач, который отличался высокими вездеходными характеристиками. Модель МАЗ-7907 была спроектирована не случайно. Ее основное назначение заключалось в транспортировке к месту пуска баллистических ракет.

Уникальный 24-колесный тягач длиной 30 м и радиусом разворота 27 м
MAZ-7907

В движение 24-колесную мегамашину приводил модернизированный 1250-сильный газотурбинный двигатель от танка Т-80. Помимо этого, на каждом колесе дополнительно присутствовал электродвигатель. Это позволяло тягачу двигаться со скоростью около 25 км/ч.

Всего было выпущено 2 таких автомобиля. После развала СССР уникальная техника оказалась невостребованной, поэтому сейчас грузовики занимают достойное место в экспозиции заводского музея.