Раньше было проще чем сейчас
Доля автомобильных аварий происходящих по вине водителей в нетрезвом состоянии, в России весьма велика и составляет около 8% от общего числа ДТП.
Со стороны Правительства, постоянно ведутся мероприятия о предотвращении аварийности в этой сфере. Однако, как показывает международная практика, «жестокие» требования, прописанные в законах, не всегда становятся такими же результатами. В ряде европейских стран, допустимые значения выпитого, приравниваются к 0.5 промилле, а в США вообще 0.8. Самой выпивающей, нашу страну тоже не назвать, та же скандинавская Дания или Англия употребляют примерно на 10% алкоголя в год больше, а аварийность при этом ниже в несколько раз.
Первое в мире нарушение ПДД, совершенное нетрезвым водителем, было зафиксировано в 1897 году в Лондоне. Местный таксист, употребив пару бутылок пива, приступил к работе. Не справившись с управлением автомобиля на одной из улиц, он врезался в стену дома. При задержании полицейскими, шофер признал свою вину и получил строгое наказание в виде штрафа в 20 шиллингов.
В Советском Союзе, в первой половине 20 века, какого либо наказания за вождение в нетрезвом виде вообще не было. Нарушение общепринятых правил дорожного движения, обуславливало одинаковую ответственность, как для трезвых так и для пьяных водителей. Что тут сказать, времена были другими, да и машин можно было по пальцам пересчитать.
Однако в 1956 году, было введено постановление Совета министров РСФСР, о борьбе с аварийностью на дорогах. Оно включало ответственность, за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, в виде лишения права управления ТС на один год.
Спустя 12 лет, правительство решило ужесточить наказание для лиц совершивших правонарушение повторно. Таким образом, попавший второй раз водитель, в течение года после возврата водительского удостоверения, попадал под действие статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР. Мера была уже серьезней и грозила автомобилисту, лишением свободы до 1 года, исправительными работами или же крупным штрафом.
В июне 1984 года, Верховный Совет РСФСР ввел КоАП, который подробно разъяснял ответственность за административные правонарушения на транспорте. За пьяное вождение в нем предполагалось наказание, как лишением водительских прав, так и наложением штрафа размером от 30 до 100 рублей.
После развала СССР, на территории России, в 1992 г. была упразднена ранее действующая ст. 211 УК РСФСР. Также были пересмотрены наказания предусматривающие административную ответственность. Штрафы решено было измерять в МРОТах. За нетрезвое управление, грозило один год лишения водительских прав или денежный штраф размером 1-2 минимального размера оплаты труда.
Ситуация в стране начала быстро меняться, уровень автомобилезации начал расти немыслимыми темпами, а вместе с ним и количество нарушений. Так уже в 97 году, политики были вынуждены ужесточить меры. Решение было коварное, поднять штраф до 8-12 МРОТ для тех кто попался первый раз и 10-15 для заядлых правонарушителей.
С началом 2002 года, на территории РФ, вступил новый КоАП. За управление транспортным средством в нетрезвом виде, можно было схлопотать лишение в\у на 1 год или денежный штраф в размере от 10 до 20 МРОТ. При этом дополнительных санкций, в случае повтора нарушения не предполагалось.
Спустя два года, президентом РФ, был подписан закон, который отменял штрафы, как меру пресечения ответственности. Время лишения в/у, увеличили до 1.5-2 лет.
В 2007 году, Владимир Путин вернул ответственность за совершение повторного нарушения закона. Теперь нетрезвым водителям, совершившим деяния дважды, грозило лишение прав до 3 лет, арест до 15 суток или денежный штраф эквивалентом до 5 тысяч рублей.
Еще более серьезное наказание было установлено в 2013 г. Новый закон, поднял сумму взыскания до 30 тысяч рублей.
Также хочется отметить, что в случае ДТП с гибелью людей или причинению тяжкого вреда их здоровья, виновник находящийся в состоянии алкогольного опьянения, обычно наказывался по статье 109 УК РФ «причинение смерти по неосторожности», которая в максимальной форме предусматривала лишение свободы сроком до 4 лет. Эти критерии действовали до 2009 года.
После чего, Дмитрий Медведев, подписал закон, устанавливающий новую статью по данному нарушению. Сажать уже предполагалось до 9 лет.
В канун Нового 2015 года, Владимир Путин, внес изменения в имеющиеся законы. В соответствии с поправками, автомобилисты совершившие пьяное управление ТС повторно, наказывались уже штрафом от 200 до 300 т.р или же лишением свободы до двух лет. При этом изъятие водительских прав подразумевается на срок 3 года.
Как изменялись требования к объему алкоголя в крови
Уже ранее, мы сообщали, что наказания в первой половине 20 века за пьяное вождение не было. Самые первые методики выявления водителя под «шафе», подразумевали покраснение глаз, неустойчивую позу, невнятную речь, запах алкоголя изо рта и прочее. Такие памятки были у всех сотрудников ГАИ.
Первые нормативные цифры, появились в нашей стране с принятием Венской конвенции о безопасности дорожного движения, произошло это 1974 году. Согласно документа, нормой является содержание спирта в крови не более 0.8 промилле.
Спустя 14 лет, министерство здравоохранения СССР, выпустило указ, сокращающий эти показатели до 0.2 мг/л.
Уже в современной России, в 2003 году, был издан приказ министра здравоохранения, повышающий максимальную концентрацию алкоголя до 0.5 промилле, как в большинстве европейских государств. А уже спустя пять лет, эти нормативы понизили до 0.3.
Сухие требования к водителям, были установлены в 2010 году, по новому закону подписанному Д.А. Медведевым. Отныне каждый человек, употребивший чай с валерьянкой или же стакан кефира, мог быть пойман с поличным. Однако это было не долго.
В 2013 году, все же показания вернули к гуманным значениям. Также изменили и методику определения опьянения. Теперь в алкотестере допускаются показатели не более 0.16 промилле, а на анализе крови не более 0.35
Также недавно был опубликован список продуктов которые могут поднять концентрацию спирта в крови.