Разведывательные действия являются одной из составляющих успешного исхода любой военной либо чрезвычайной ситуации. Появление дефорсированного силового агрегата от «Чайки» (ГАЗ-13), по сути сдвоенной четверки, позволило создать 2 уникальных автомобиля: ГАЗ-66 и БРДМ-2, которые отлично себя зарекомендовали и по сегодняшний день находятся на службе в вооруженных силах нашей страны.

Одна из первых модификаций БРДМ-1, производство которой было начато еще в 1957 г.

Обзору бронированной разведывательно-дозорной машины будет посвящена сегодняшняя публикация.

Как создавалась легендарная боевая машина

На страже рубежей нашей Родины сегодня находится БРДМ-2, оснащенная мощным бензиновым силовым агрегатом, который позволяет специальной военной технике передвигаться по местности с любым ландшафтом. Поскольку дозорный автомобиль не предназначен для ведения активных боевых действий, он имеет низкую степень защищенности и вооружен одним пулеметом КПВТ калибром 14.5 мм.

Одна из модификаций БРДМ-2 с повышенной проходимостью

Первый экземпляр обновленной БРДМ-2 был выпущен в 1963 г. С этого времени специальная техника приняла участие во множестве различных военных и спасательных операций не только в нашей стране, но и во всем мире. Инженеры, которые занимались проектированием машины, грамотно продумали все ее узлы и системы, что позволило «Бардаку» (так по-своему называют БРДМ военные), до сих пор находится на вооружении армий многих стран мира. Несмотря на то, что в России этот спецавтомобиль официально не выпускается с 1989 г., его производство полностью перенесено в Польшу.

Основные моменты серийного производства различных модификаций БРДМ-2 

Еще с начала Второй мировой войны появилась необходимость использования различных транспортных средств для проведения разведывательных и дозорных мероприятий.

Бронеавтомобиль Д-8, который одним из первых использовался в качестве разведывательно-дозорной машины

Сразу после окончания войны, Советский Союз приступил к разработке собственной бронированной техники для выполнения разведывательных и спасательных операций различной сложности. Перед конструкторами была поставлена задача: создать универсальное транспортное средство повышенной проходимости, которое может преодолевать водные препятствия и быть полностью адаптированным как для военного, так и для мирного времени.

Отечественные инженеры справились с поставленной задачей достойно, и уже в 1957 г. с конвейера Горьковского автозавода на полевые испытания был отправлен первый опытный образец БРДМ-1, серийный выпуск которого также был начат в этом году.

БРДМ в разрезе. Количество экипажа – 4 человека. Места для командира отделения, механика-водителя, стрелка (в башне) и наблюдателя

Но что-то пошло не так, и военные остались недовольны ходом испытаний новой техники. А именно: плохие ходовые и эксплуатационные характеристики, низкая проходимость и практически нулевая возможность преодоления водных препятствий. Главным источником этих проблем был довоенный бензиновый мотор, который не мог выдать необходимую мощность. Определенные недоработки были и в плане вооружения и брони. БРДМ была оборудована пулеметом СГМБ (калибр 7.62 мм), вести огонь из которого можно только высунувшись из люка, что делало стрелка полностью уязвимым.

Рекомендации военных и устранение недоработок БРДМ

В 1959 г. руководство министерства обороны СССР потребовало от конструкторов полного устранения всех недочетов. Результатом этой работы стала новая модификация машины – БРДМ-2.

КБ Горьковского автозавода вновь приступило к работе, так как ее оказалось достаточно много. По сути, требовалось создание новой машины, поскольку окончательные задачи, поставленные военными, были следующими:

  • увеличить мощность силового агрегата;

  • повысить проходимость и плавучесть БРДМ;

  • переработать броню и вооружение;

  • спроектировать автомобиль, который сможет максимальное количество времени работать на радиационно-зараженной местности.

Разработка и серийное производство новых модификаций БРДМ-2

Одновременно с этим, автозавод приступил к разработкам нового транспортного средства ГАЗ-66, большинство конструктивных решений, систем и агрегатов с которого было использовано на дальнейших модификациях БРДМ-2. Стоит отметить, что над модернизацией машины работала та же команда инженеров, которая спроектировала первый прототип. Поэтому изменения в конструкции кузова и отсеков были минимальными, зато полностью удалось выполнить все задачи, поставленные военными.

Современный тюнинг БРДМ гражданскими владельцами

Ровно через год начались испытания, и уже в 1962 г. модернизированный спецавтомобиль был принят на вооружение, и его производство было запущено в серию. За весь период было выпущено много различных модификаций. Сегодня машина также пользуется популярностью у любителей военной техники, экстремального отдыха и коллекционеров. Один из вариантов современного преображения «Бардака» можно увидеть на представленном фото.