Разведывательные действия являются одной из составляющих успешного исхода любой военной либо чрезвычайной ситуации. Появление дефорсированного силового агрегата от «Чайки» (ГАЗ-13), по сути сдвоенной четверки, позволило создать 2 уникальных автомобиля: ГАЗ-66 и БРДМ-2, которые отлично себя зарекомендовали и по сегодняшний день находятся на службе в вооруженных силах нашей страны.
Обзору бронированной разведывательно-дозорной машины будет посвящена сегодняшняя публикация.
Как создавалась легендарная боевая машина
На страже рубежей нашей Родины сегодня находится БРДМ-2, оснащенная мощным бензиновым силовым агрегатом, который позволяет специальной военной технике передвигаться по местности с любым ландшафтом. Поскольку дозорный автомобиль не предназначен для ведения активных боевых действий, он имеет низкую степень защищенности и вооружен одним пулеметом КПВТ калибром 14.5 мм.
Первый экземпляр обновленной БРДМ-2 был выпущен в 1963 г. С этого времени специальная техника приняла участие во множестве различных военных и спасательных операций не только в нашей стране, но и во всем мире. Инженеры, которые занимались проектированием машины, грамотно продумали все ее узлы и системы, что позволило «Бардаку» (так по-своему называют БРДМ военные), до сих пор находится на вооружении армий многих стран мира. Несмотря на то, что в России этот спецавтомобиль официально не выпускается с 1989 г., его производство полностью перенесено в Польшу.
Основные моменты серийного производства различных модификаций БРДМ-2
Еще с начала Второй мировой войны появилась необходимость использования различных транспортных средств для проведения разведывательных и дозорных мероприятий.
Сразу после окончания войны, Советский Союз приступил к разработке собственной бронированной техники для выполнения разведывательных и спасательных операций различной сложности. Перед конструкторами была поставлена задача: создать универсальное транспортное средство повышенной проходимости, которое может преодолевать водные препятствия и быть полностью адаптированным как для военного, так и для мирного времени.
Отечественные инженеры справились с поставленной задачей достойно, и уже в 1957 г. с конвейера Горьковского автозавода на полевые испытания был отправлен первый опытный образец БРДМ-1, серийный выпуск которого также был начат в этом году.
Но что-то пошло не так, и военные остались недовольны ходом испытаний новой техники. А именно: плохие ходовые и эксплуатационные характеристики, низкая проходимость и практически нулевая возможность преодоления водных препятствий. Главным источником этих проблем был довоенный бензиновый мотор, который не мог выдать необходимую мощность. Определенные недоработки были и в плане вооружения и брони. БРДМ была оборудована пулеметом СГМБ (калибр 7.62 мм), вести огонь из которого можно только высунувшись из люка, что делало стрелка полностью уязвимым.
Рекомендации военных и устранение недоработок БРДМ
В 1959 г. руководство министерства обороны СССР потребовало от конструкторов полного устранения всех недочетов. Результатом этой работы стала новая модификация машины – БРДМ-2.
КБ Горьковского автозавода вновь приступило к работе, так как ее оказалось достаточно много. По сути, требовалось создание новой машины, поскольку окончательные задачи, поставленные военными, были следующими:
-
увеличить мощность силового агрегата;
-
повысить проходимость и плавучесть БРДМ;
-
переработать броню и вооружение;
-
спроектировать автомобиль, который сможет максимальное количество времени работать на радиационно-зараженной местности.
Разработка и серийное производство новых модификаций БРДМ-2
Одновременно с этим, автозавод приступил к разработкам нового транспортного средства ГАЗ-66, большинство конструктивных решений, систем и агрегатов с которого было использовано на дальнейших модификациях БРДМ-2. Стоит отметить, что над модернизацией машины работала та же команда инженеров, которая спроектировала первый прототип. Поэтому изменения в конструкции кузова и отсеков были минимальными, зато полностью удалось выполнить все задачи, поставленные военными.
Ровно через год начались испытания, и уже в 1962 г. модернизированный спецавтомобиль был принят на вооружение, и его производство было запущено в серию. За весь период было выпущено много различных модификаций. Сегодня машина также пользуется популярностью у любителей военной техники, экстремального отдыха и коллекционеров. Один из вариантов современного преображения «Бардака» можно увидеть на представленном фото.