К-701 Кировец – самый большой советский колёсный трактор. Над его созданием впервые задумались, когда сельскому хозяйству, а попутно и армии, потребовался очень мощный, но при этом экономичный трактор. Об этом агрегате и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.

Модель К-701 Кировец – история создания

Как только появилась необходимость в новом тракторе, конструкторы Кировского завода тут же приступили к разработке проекта по созданию модели К-700. С 1969 г. «Кировец» начал выходить с конвейеров. А уже спустя 6 лет свет увидела обновленная модель – К-701. Этот трактор унаследовал все лучшее от своего предшественника и привнес много нового. Например, более мощный двигатель. 

Главной особенностью модели К-701 является двойная рама – передняя и задняя

Конструкция модели К-701 Кировец

На передней раме установлено практически все:

  • просторная кабина;

  • массивный двигатель;

  • передний мост;

  • бак для масла, располагающийся за кабиной;

  • 2 бака, интегрированных в крылья.

Общий объем баков составляет более 300 литров. Задняя рама не настолько мощная, она включает в себя мост и интегрированную  аппаратуру. Соединение рам выполнено с помощью шарнирного механизма. Его смело можно называть уникальным, ведь остается только догадываться, насколько большую  нагрузку он выдерживает. 

Двигатель наиболее большого колесного трактора СССР 

Прежде всего, нужно сказать о том, что двигатель у модели трактора К-701 огромен. Дизельный ЯМЗ-240 V-12. Уже только это впечатляет. Рабочий объем мотора составляет более двадцати литров, а максимальная мощность – 360 лошадиных сил. 

В случае возникновения неисправностей в двигателе его можно довольно быстро починить, так как он расположен удобно – доступ к нему имеется со всех сторон

Среди прочих характеристик этого двигателя необходимо отметить:

  • 1,9 тыс. об/мин;

  • крутящий момент (макс.) – 1,24 тыс. Н×м;

  • блок цилиндров выполнен из чугуна;

  • число рабочих тактов – четыре;

  • топливо во впускную систему подается под высоким давлением;

Также отметим, что масса этого гигантского двигателя составляет приблизительно 1,7 тонны.

Обзор кабины Кировца К-701

Чтобы добраться до кабины трактора, придется преодолеть несколько ступеней лестницы. Внутри просторно. 

Все приборы расположены в левой части кабины: давление масла, давление в системе, моточасы

Водительское кресло удобное, оно «стоит» на рессорах, и его можно регулировать. Подстроить под себя можно и рулевую колонку. 

Также нужно заметить, что по тем временам Кировец был, пожалуй, наиболее комфортным трактором. Защита от пыли находится на высоком уровне, обзорность – просто замечательная, а в салоне не только удобно, но и тепло. 

Несколько слов о коробке передач и тормозах

Теперь о коробке. В тракторе не предусмотрена муфта сцепления. Ее роль выполняет педаль слива. Коробка передач – механика, шестнадцатискоростная, четырехрежимная, с гидравлическим управлением четырьмя фрикционами и механическим управлением зубчатыми муфтами. Благодаря подобному устройству, переключать скорости можно без потери мощности. 

Экземпляр К-701 Кировец, выпущенный в 1989 году, и продолжающий выполнять свои задачи

“Сегодня существует проблема с обслуживанием тракторов модели К-701 в связи с тем, что найти для них детали довольно сложно. А так, техника хорошая, добротная”.

Александр Арестов, водитель трактора К-701 Кировец с 22-летним стажем

Трактор оснащен хорошими вакуумными тормозами. 13 тонн массы замедляются достаточно предсказуемо, и огромный вес агрегата не ощущается. 

Дополнительная информация о модели К-701 

Изначально данная модель трактора создавалась не только как эффективная сельскохозяйственная техника, но и как мощный тягач на случай военных действий. Если внимательно посмотреть военный парад, можно заметить, что Кировцы до сих пор успешно перевозят ракеты. 

Кстати, максимальная скорость трактора составляет 45 км/ч. Радиус разворота тоже приятно удивляет – он равняется примерно 7 метрам. Поэтому данный агрегат вполне можно сравнить с легковым автомобилем. Неудивительно, что на Кировцах некоторые люди отправлялись в рабочие командировки и ощущали себя так, словно едут на обычных автомобилях. Также отметим, что на дорогах этот трактор чувствует себя достаточно уверенно, поэтому находиться за его рулем – настоящее удовольствие. 

Что касается недостатков, то стоит сказать о неравномерном распределении центра тяжести агрегата. 

У модели К-701 слишком уж массивный и тяжелый «нос», что не лучшим образом сказывается на проходимости

Но в целом, за саму идею создания тяжелого трактора, а также ее реализацию, конструкторам смело можно ставить оценку «отлично». К-701 зарекомендовал себя просто великолепно, поэтому экспортировался в различные страны мира. Выпущено было почти 500 млн. таких тракторов в различных модификациях.