Сегодня мы попробуем разобраться в одном из наиболее часто встречающемся вопросе – на каком уровне необходимо держать масло на щупе. Что будет, если держать уровень выше щупа или ниже? Ответы будем добывать практическим путем.

Масло ниже или выше уровня – проблема или нет

Некоторые автовладельцы перегибают палку и буквально каждый день проверяют уровень масла. И если они видят, что уровень подходит к минимуму, они тут же подливают масло. А если он вдруг приблизился к максимуму, то, значит, нужно срочно масло сливать. 

Это и неудивительно, ведь в интернете часто можно встретить информацию о так называемом масляном голодании (когда уровень на минимуме или ниже), или масло будет выдавлено через сальники (если уровень выше). Но так ли это на самом деле?

Автомобиль способен пройти порядка 500 километров на минимальном уровне масла

Теперь давайте посмотрим, сколько в итоге остается масла, если его уровень ниже щупа. 

Остаток масла составил примерно 1,2 литра

Отсюда можем сделать следующий вывод. Несмотря на то, что масла было довольно мало, оно все равно выполняло свою функцию – смазывало узлы трения. Но при этом был слышен стук гидрокомпенсаторов. То есть, даже если уровень масла упал чуть ниже минимума, это не является какой-то катастрофой. У вас еще много времени на то, чтобы восстановить нужный уровень. И если вы ездите по делам, в магазин за покупками, или в автосервис, ничего с двигателем не случится. Если дать серьезную нагрузку на мотор и отправиться покорять большие расстояния с минимальным уровнем масла, тогда, конечно, износ двигателя будет повышен.

Что случилось с двигателем после большого пробега на минимальном уровне масла 

Эксперимент позади, а, значит, самое время залить новенькое качественное масло до нужного уровня. После этого посмотрим, все ли в порядке с гидрокомпенсаторами или они начали выходить из строя из-за сотен километров, которые авто преодолело на очень низком уровне масла. 

После того как новое масло было залито до нужного уровня, гидрокомпенсаторы перестали издавать неестественные звуки

То есть, все пришло в норму, работа идет достаточно тихо.

Что будет если залить 4 литра масла 

Итак, рекомендуемая цифра для этого конкретного автомобиля составляет 3,5 литра. Давайте посмотрим, что произойдет, если залить на 0,5 литра масла больше. То есть, мы делаем уровень масла выше верхней отметки щупа. 

На повышенном уровне масла двигательно абсолютно нормально функционирует. Масло не начало пузыриться, а это значит, что коленвал его не захватывает

Другими словами, если уровень масла будет находиться чуть выше верхней отметки щупа, то ничего страшного не случится. Но вот если залить очень много масла, тогда, вероятно, коленвал будет цепляться за поверхность масла, разбрасывать его по сторонам и взбивать словно миксер. Практический опыт даст нам ответ на данный вопрос. 

А может ли быть ситуация, когда масло будет выдавлено через сальники? Давайте проверим на практике. Для этого делаем уровень масла примерно 5,5 литров (при рекомендуемых 3,5л). Затем двигатель был запущен и проработал около 15 минут. С маслом ничего не произошло. Поэтому было решено повторить эксперимент, но перед этим добавить еще 1 литр. 

Ничего не изменилось. Через сальники масло не выдавливается, даже при объеме масла 6,5 литров. На двигателе есть масляные потеки, но это старые отложения

Масло через сальники выдавливаться не должно. Это старый миф, который идет еще с советских времен – со старых автомобилей. Поэтому уровень масла чуть выше максимальной отметки ничем автомобилю не вредит.

Ведущий канала на youtube «Накачанные Колёса»

Далее сольем масло и посмотрим, что из этого всего получилось. 

Внешне с маслом вроде как ничего не произошло, но если присмотреться, то можно заметить в его составе некоторое количество пузырьков. Именно это может произойти, если налить очень большой уровень масла

Что мы имеем в итоге

Практические эксперименты проводились на «Хёндай Акцент», на двигателе, которому больше 10 лет. Как мы увидели, ничего критичного с ними не произошло, как в случае с низким уровнем масла, так и в варианте с высоким уровнем масла.

Но справедливости ради следует заметить, что существуют современные двигатели, на которых даже малейшее отсутствие масла в узлах трения грозит тем, что у двигателя могут возникнуть серьезные проблемы. 

Также следует помнить, что метки на щупе сделаны заводом-производителем для удобства потребителей. Чтобы автовладельцам было удобнее следить за уровнем масла, и чтобы избежать ситуации, когда масла там вообще не будет. 

Поэтому не нужно относиться к этой теме слишком серьезно, и уже тем более лишено смысла ежедневно замерять уровень масла и доливать его по 100 миллилитров. Также масло является дополнительным охлаждающим элементом двигателя, поэтому если его будет очень мало, тогда мотор будет охлаждаться намного хуже.