Самостоятельная проверка шаровых опор
Ни одна конструкции подвески современного автомобиля, не обходится без применения шаровой опоры. Данный шарнир, используется как правило в подвеске передней оси машины, но бывают случаи и заднего применения.
Назначение шаровой опоры
Шаровая опора- это шарнирный элемент, соединяющий нижний рычаг подвески, с поворотным кулаком . Служит для фиксации и вращения во всех плоскостях поворотного кулака. Является одним из главных вращательных элементов в повороте управляемых колес.
Что из себя представляет ее конструкция
В основе шаровой опоры, стоит палец с шариком на конце, крепко завальцованным в корпус опоры. Между шариком пальца и корпусом, находится тефлоновая прослойка и специальная смазка. С верхней стороны шаровой опоры имеется завальцовка, которая фиксирует шариковый палец в корпусе, а поверх нее идет пыльник, предотвращающий утечку смазки и препятствующий попаданию абразивных частиц.
Что обычно выходит из строя
- основной неисправностью, принято считать износ тефлоновой прослойки и появление люфта в работе шарика внутри корпуса.
- при порванности резинового пыльника, рекомендуется заменить всю опору в сборе, т.к. малейшее попадание грязи и песка, существенно сокращают срок службы шаровой опоры.
Основные симптомы неисправностей
1. При движении автомобиля по прямой дороге, появляется увод в сторону, а также ухудшение устойчивости и управляемости.
2. Возможен повышенный износ шины, со стороны неисправного шарнира. Как правило, начинает усиленно стачиваться внутренняя часть колеса.
3. Может появиться стук при проезде неровностей, отдающий в сторону нижнего рычага подвески.
Как самому проверить состояние и исправность шаровых опор.
Для того, чтобы самостоятельно провести диагностику, состояния вращательных опор поворотного кулака, достаточно прежде всего, знать их устройство и принцип работы. А именно это, позволит вам понимать все тонкости проведения работ.
Способы диагностики своими силами и без подъемника
1. Проверка угла развала. Шаровая опора рычага подвески, больше всех других деталей, отвечает за угол развал колеса. При выходе ее из строя, колесо будет заваливаться в бок. На абсолютно ровной площадке, если смотреть на автомобиль с передней части, можно увидеть не ровно стоящее колесо. Для примера: люфт шарика в тефлоновой обойме на 1 мм., дает наклон колеса примерно в 1°, что внешне выглядит как смещение колеса от вертикали примерно в 1-1.5 см. Подробнее о самостоятельной регулировке сход развала.
2. Открыть капот, положить руку на чашку стойки и сильно покачать машину раза 2-3. Появление импульсных ударов в чашку, будет «звоночком» о возможных неисправности в подвеске. (принцип данного метода, схож с слушаньем рельсов, в ожидании поезда)
3. Поднять колесо домкратом до свободного состояния, поставить дополнительный упор под автомобиль с целью безопасности. После чего возьмите руками колесо в крайней верхней и нижней части и произведите его покачивание в горизонтальной плоскости ( одной рукой к себе другой от себя). Если почувствуете люфт или стук в подвеске, вероятнее всего неисправна шаровая опора.
!!! Будьте внимательны люфт колеса во всех плоскостях, может быть причиной изношенных подшипников ступицы, но разница в колебаниях в данном случае, должна быть значительно меньше.
4. Снять колесо на поддомкраченном автомобиле. Используя монтажную лопатку или широкую плоскую отвертку, приложите ее в место крепления рычага к поворотному кулаку. Путем механического воздействия, очень аккуратно проверти состояние люфта. Если люфта нет и пыльник в целом состоянии, значит шаровая опора в исправном состоянии.
Интересный факт
Диагностику шаровых опор, удобно делать в момент межсезонной переобувки шин, когда автомобиль находится на домкратах в подвешенном состоянии, вы можете проверить люфт в опорах без особых усилий.
Средний срок службы шаровых опор
Большую разницу на ресурс эксплуатации данных опор, оказывает качество дорожного покрытия и стиль вождения автомобилиста. Также не маловажную роль, играет высота профиля резины, что неоднократно было установлено. У автомобилей с низким профилем резины, срок исправной работы шаровых опор, в среднем короче в 2-3 раза, чем у машин с средним и высоким профилем резины, а связано это, в основном со слабым гашением колес, ударов от неровностей дороги, которые в свою очередь передаются на детали и узлы подвески. Среднестатистическим принято считать ресурс шаровых опор в 65-90 тысяч км., а на «низком» профиле, редкий случай когда удается отъездить 35 тысяч.км.
Очень важным аргументом хотелось бы отметить тот факт, что шаровые опоры в конструкции автомобиля, служат одним из главных элементом безопасности в вождении транспортного средства. Настоятельно рекомендуется, производить их диагностику и своевременный ремонт, используя только проверенных и качественных производителей.