Абсурдные в свое время изобретения: сегодня настал их час

Любая новая разработка в технике начинается с осмысления технического задания и поиска аналогов. Причём ищутся они не только у ближайшего опережающего конкурента, но и в анналах патентной информации, а также в памяти инженеров, увлекающихся автомобильной историей.

 novye-tekhnologii-v-avtomobilestroenii-kotorye-na-samom-dele-starye

 

Когда-то давно, во времена золотой эры автомобиля, фантазия его строителей ещё не ограничивалась отделами маркетинга, а улетала настолько далеко, что опережала существующий уровень на многие десятилетия. Поэтому часто оставалась невостребованной или воплощалась в одиночных моделях машин.

 

С дальнейшим развитием науки и техники, внедрение подобных идей стало возможным, а главное – экономически оправданным. Поэтому многие изобретения стали обыденными, и считаются не так давно разработанными, хотя и привычными. Но это не всегда так.

 

Система антиблокировки тормозов

Всем известная ABS сначала была внедрена на самолётах. Потом на гоночных автомобилях и грузовом транспорте. То есть там, где это решало очень серьёзные вопросы безопасности.

 

novye-tekhnologii-v-avtomobilestroenii-kotorye-na-samom-dele-starye6

 

А на серийных легковых машинах она появилась только в 1966 году, ею снабдили новаторский во многих отношениях английский Jensen FF. Достаточно примитивная система, тем не менее, свою функцию выполняла, повышая эффективность панического торможения и позволяя при этом как-то управлять автомобилем.

 

Привод на передние колёса

Реализовать эту схему, на весьма скромных по скоростным возможностям автомобилях было достаточно просто, поэтому её использовали ещё на простейшей телеге с паровым двигателем Cugnot в 18 веке. Правда, там был привод только на одно колесо.

 

novye-tekhnologii-v-avtomobilestroenii-kotorye-na-samom-dele-starye2

 

Позже, уже в 1896 году, более похожую на переднеприводный автомобиль конструкцию, построила австрийская фирма Graf & Stift. Остальные автопроизводители в начале 20 века продолжили развивать это направление. Проблемы вибраций карданных шарниров мало кого волновали. А первый настоящий ШРУС появился значительно позже.

 

Автомобили-гибриды

Заменить механическую трансмиссию электрической проводкой выглядит вполне логично, поэтому в 1901 году, миру явили очевидный гибрид Lohner-Porsche, где двигатель внутреннего сгорания вращал генераторную установку, а движителями выступали мотор-колёса.

 

 

Избыток энергии можно было утилизировать в аккумулятор. Отличное воплощение идеи за сотню лет до появления Тойоты Приус.

 

Автоматическое переключение механической коробки

Первое появление подобной системы в тридцатых годах прошлого века, можно даже назвать преселективом.

 

novye-tekhnologii-v-avtomobilestroenii-kotorye-na-samom-dele-starye5

 

Шофёр, как тогда именовали водителей, двигал небольшим рычажком, а переключение производилось механизмом по команде нажатия на сцепление. Немного доработать, добавить электронику – и получается популярный сейчас «робот».

 

Тормоза с дисками

Популярность такие системы получили с развитием автоспорта в первой половине 20 века. Покупатели гражданских автомобилей тоже сразу оценили эффективность схемы, простейшие замедлители хода действительно стали тормозами в современном понимании. Но первое применение дисков для торможения случилось значительно раньше, на автомобиле Lanchester, где они и были запатентованы в 1902 году.

 

Бесключевой запуск двигателя

Тут не совсем понятно, что считать новшеством. На заре автомобилизации скорее появление замка зажигания было удобным изобретением. Действительно, развитие совершило виток своей знаменитой спирали.

 

 

То, что сейчас ещё у многих машин считается опцией, существовало в 30-х годах прошлого века, когда моторы произведённых в Германии машин запускались простым нажатием на кнопку.

 

Уезжающая жёсткая крыша

Матерчатый верх кабриолетов никого и никогда не удивлял, а вот твёрдая панель крыши, убираемая с помощью электропривода, изобретена французами в 1934 году.

 

novye-tekhnologii-v-avtomobilestroenii-kotorye-na-samom-dele-starye1

 

Идею быстро перехватили американцы, где она стала чем-то вроде национальной идеи. Не всем она нужна, поэтому такая возможность как тогда, так и сейчас имеет ограниченное применение.

 

Бесступенчатая коробка передач

Про вариатор инженеры знали всегда, насколько хватает памяти у историков техники. Но реализовать его «в железе» для автомобилей технологически очень непросто.

 

novye-tekhnologii-v-avtomobilestroenii-kotorye-na-samom-dele-starye3

 

Поэтому первый реально работающий вариатор, появился лишь в Голландии на DAF-600 1958 года. Работал он криво и недолго, но всё же, стал первым серийным образцом, экспериментальные работы начала века можно не считать, как не увенчавшиеся успехом.

 

Привязные ремни

Тоже идея не первой свежести, к тому же неоценённая бесшабашными водителями первой половины 20 века. Даже первое серийное применение ремней безопасности на Tucker Torpedo 1948 года было признано ошибкой, отпугивающей клиентов. Так бы и продолжалось, если бы на защиту здоровья автомобилистов не встали государственные органы. Ремни постепенно стали обязательными.

 

Кузова из пластмассы

Появились конструкции из металлического каркаса, прикрытые пластиковыми панелями, не из идеи снижения массы, как это делается сейчас. Металл куда технологичней и дешевле в производстве.

 

novye-tekhnologii-v-avtomobilestroenii-kotorye-na-samom-dele-starye4

 

Причиной обращения к подобной экзотике стала простая нехватка железа в промышленности. В милитаризуемой экономике Германии 30-х годов оно шло на другие нужды. Так и появился частично пластмассовый DKW F9. А облегченные спорткары стали производиться значительно позже.

 

Также читайте:

- Самые необычные и редкие опции в современных авто.

- Что женщины изобрели в автомобилях.