Кто бы мог подумать, что абсолютно бесполезное изобретение греческого математика и механика Герона Александрийского – Шар Бога ветров Эола - спустя 2000 лет станет первой в мире газовой турбиной, которая поднимет в воздух современный реактивный самолет. Но, о самолетах поговорим как-нибудь в другой раз. Сегодня же речь пойдет об использовании газотурбинных установок в автомобильной технике.
Подобные эксперименты начались сразу после разработки газотурбинного двигателя в США, где в то время была острая необходимость его применения на большегрузных автомобилях. Идея была продиктована компактными размерами моторов, а также возможностью использования любого типа топлива, которое можно распылить.
Внедрение газотурбинной силовой установки в транспортную технику осуществлялось всеми мировыми автомобильными магнатами и достигло своего апогея в 60-х годах. Примечательно, что первым свой концепт грузовика представила именно авиастроительная компания Боинг.
Kenworth Boeing – один из первых тягачей с газотурбинным двигателем
Впервые этот турбо-монстр был представлен публике еще в середине 1950 года. Грузовик имел 175-сильный газотурбинный силовой агрегат, масса которого составляла всего 90 кг. Помимо этого, в моторном отсеке он занимал лишь 13% объема стандартного дизельного мотора массой более тонны.

Примечательно, что этот силовой агрегат мог свободно работать на любом типе жидкого топлива (бензин, дизель, керосин). Но,= во время тестового заезда грузовик показал не лучшие показатели экономичности. На 100 км пути, потребление топлива составило более 200 л. По этой причине Kenworth так и не стал серийной моделью.
American LaFrance 900 – удачное использование газотурбинного мотора на специальной технике
Несмотря на неудачную попытку использования газотурбинной установки на грузовой технике, разработки в этом направлении не были остановлены. Уже в конце 50-х мировой автомобильной общественности был представлен принципиально новый газотурбинный мотор 502 серии. Спустя 10 лет его более удачную модификацию установят на шасси American LaFrance, после чего автомобиль отправят на испытания в пожарный департамент Сан-Франциско.

Тягач массой около 14 т имел отличные ходовые характеристики, развивал скорость порядка 80 км/ч (что для автомобиля такого уровня считалось весьма хорошо). Стоит отметить, что машина прослужила в пожарной охране штата порядка двух лет, после была списана из-за постоянных проблем с тормозной системой.
GM Bison – грузовик, в котором силовой агрегат был расположен позади кабины
Еще одной необычной моделью с газотурбинной установкой стал тягач Bison. Главной особенностью грузовика стал вовсе не его 1000-сильный газотурбинный мотор пятого поколения GT 309, который состоял из двух агрегатов (280-сильного генератора для питания бортовой сети и 720-сильного - для привода колес), а само расположение мотора (позади кабины на месте спального отсека).

Еще одной особенностью автомобиля стала его система управления. Благодаря наличию современной автоматической скоростной трансмиссии Electron была реализована возможность торможения двигателем в момент, когда водитель убирает ногу с педали акселератора.
Тягач Chevy Turbo Titan III – смелое решение для конца 60-х годов
В отличие от “Бизона”, этот тягач выглядел не так футуристично, но его дизайн был немного необычным для грузовиков того времени. Общая длина автомобиля составляла более 15 м, причем 12 из них – это трейлер, остальное приходилось на трехосный седельный тягач. Общая масса транспортного средства в снаряженном состоянии составляла порядка 36 тонн, при этом грузовик с легкостью разгонялся до 100 км/ч.

Стоит отметить, что стандартное рулевое колесо отсутствовало в кабине этого грузовика. Вместо него использовалось два вращающихся джойстика, что для грузового автомобиля 60-х годов было весьма необычно. Также в кабине присутствовал телевизор, электроплита и современный по меркам того времени кондиционер.
Ford Big Red – большой красный грузовик
Эта модель тягача компании Ford произвела настоящий фурор в автомобильном мире. Дело в том, что в середине 60-х годов появление этого газотурбинного монстра с совершенной моделью силового агрегата мощностью 600 л. с. и модернизированной, комфортабельной кабиной полностью изменило представление простых обывателей о грузовиках.

В конце 1964 года Большой Красный Форд отправился в тестовый пробег по Америке и Канаде, общая протяженность которого составила более 9000 км. Все водители, которые тестировали автомобиль, оставили восторженные отзывы о высоком качестве сборки всех узлов и агрегатов, уровне комфорта во время продолжительной поездки и наличии различных инновационных разработок.