Теперь водители могут не бояться штрафов за так называемую среднюю скорость. Суды повсеместно отменяют ответственность за подобные нарушения. Однако споры между сотрудниками ГИБДД и автовладельцами продолжаются. Ведь в законе понятия «средней скорости» не существует, равно, как и нет определения «неконтролируемый участок».

Водителей хотят заставить выплачивать штрафы за превышение скорости при учете «среднего» значения на определенном участке дороги

Водителям хотят выписывать штрафы за «среднюю скорость»

Подобная ситуация произошла с водителем, который был оштрафован по статье 12.9 части 3 КоАП РФ, в которой идет речь о превышении скорости на сорок-шестьдесят километров в час. 

Согласно постановлению суда, участок дороги М2, на котором действует ограничение в 110 километров в час, данный участок дороги был проехал со средней скоростью в 157 километров в час.

Водитель проехал участок дороги с ограничением в 110 км/ч со средней скоростью в 157 км/ч. Необходим ли за это штраф?

Однако автовладелец не стал оплачивать штраф, а обратился в Чеховский городской суд, где решение сотрудников ГИБДД было отменено. Поводом для такого вердикта стало постановление пленума Верховного суда от 2019 года, где шла речь о том, что материалы с камер должны обязательно содержать данные о точном расположении места совершения правонарушения. 

В ответ на это ГИБДД обжаловало данное решение городского суда, сославшись на статью 29.10 КоАП, где говорится о том, что в постановлении должны присутствовать обстоятельства нарушения, однако на законодательном уровне нет требований в указании координат и астрономического времени. При этом информации об участке трассы и времени ее преодоления должно быть достаточно. 

Обжалование решения суда со стороны ГИБДД не было удовлетворено, решение Чеховского городского суда осталось без изменений

Суды массово отменяют штрафы за «среднюю скорость»

Ранее Чеховский суд уже принимал подобные решения, освобождая водителей от уплаты штрафа за среднюю скорость. Подобные ситуации были и в других судах, в частности в Московской, Смоленской, Воронежской, Волгоградской и других областях. 

Интересно, но суд все чаще удовлетворяет сторону автовладельца в подобных спорах. А все потому, что к подобным штрафам очень много вопросов с точки зрения законодательства. Нередко возникает проблема, в какой суд обращаться с иском, ведь при движении машина может переместиться из зоны ответственности одного суда в другого. Также остается под вопросом и точность совершения нарушения, так как один водитель мог двигаться со скоростью в 180 км/час, а затем совершить остановку, поэтом ему следует выписывать штраф не за нарушение в 150, а в 180 км/час, а это уже совершенно другой уровень нарушений. 

Антон Присталов, юрист

Как определяется средняя скорость

В свою очередь сотрудники ГИБДД ссылаются на информацию, полученную с дорожных камер. Они фиксируют время проезда автомобиля между одной из них и второй. Затем, на основании полученных данных, рассчитывают среднюю скорость движения машины на данном участке. Этой информации достаточно для того, чтобы выписать водителю штраф за превышение скорости. По данным инспекции, на сегодняшний день в каждой из крупных областей РФ работает более тысячи таких камер. 

Несмотря на то, что ГИБДД считает свои действия законными, начиная с 2013 года все чаще возникают споры о законности подобных штрафов

Что об этом думает закон?

Интересно, что еще в конце прошлого года, Государственная дума приняла законопроект о запрете подобных штрафов, однако дальше этой точки документ не продвинулся до сих пор. 

Причина разногласий по мнению многих экспертов – отсутствие в законе фиксированного понятия «средняя скорость» и «контролируемый участок»